Электронные подписи в 2022 году

Электронные подписи Контура продолжают работать в 2022 году!

Вы можете использовать свою действующую подпись от СКБ Контур после 1 января 2022 года без замены на подпись ФНС. Такой порядок разъяснило Минцифры РФ в письме от 10.08.2021 № ОП-П15_085-33604.

Электронные подписи удостоверяющих центров СКБ Контур и Сертум-Про будут работать до конца срока своего действия, в том числе в 2022 году. Заменять их на электронную подпись ФНС к 1 января 2022 года не обязательно. Получить подпись ФНС можно позже — когда срок действия электронной подписи Контура закончится.

Например, гендиректор 1 марта 2021 года получил подпись в УЦ СКБ Контур на 12 месяцев. Такую ЭП можно использовать до 1 марта 2022 года. А к моменту ее окончания обратиться в ФНС или к доверенному лицу за новой подписью.

Кому и как получать ЭП с 2022 года

Кто подписывает документ Что нужно для подписания Где получать ЭП
Руководитель коммерческой организации ЭП ЮЛ, в которой указан руководитель ФНС и доверенные лица
Сотрудник организации или уполномоченное лицо ЭП ФЛ + доверенность, подписанная ЭП юрлица (ЮЛ) Аккредитованный УЦ (СЦ Контур)
Индивидуальный предприниматель (ИП) ЭП ИП ФНС и доверенные лица
Сотрудник ИП ЭП ФЛ + доверенность, подписанная ЭП ИП Аккредитованный УЦ (СЦ Контур)
Нотариус ЭП нотариуса ФНС и доверенные лица
Автоматическое подписание от организации ЭП ЮЛ без указания руководителя ФНС и доверенные лица
Частное физлицо и самозанятые ЭП физлица (ФЛ) Аккредитованный УЦ (СЦ Контур)
Руководители кредитных организаций ЭП ЮЛ, в которой указан руководитель Банк России
Руководители бюджетных организаций ЭП ЮЛ, в которой указан руководитель Федеральное казначейство

В ближайшее время Контур станет доверенным лицом и сможет выдавать электронные подписи руководителям юр.лиц и ИП.

С какой электронной подписью работать после 1 января 2022 года

В своем письме Минцифры пояснило, что менять электронные подписи к 1 января не обязательно. После 1 января можно работать по любому из двух сценариев:

1. Использовать электронную подпись, которая уже есть у вас. При этом подпись должна быть действующей, а выдавший ее УЦ — аккредитован по новым правилам 63-ФЗ (Контур получил аккредитацию по новым требованиям).
2. Или получить новую электронную подпись согласно изменениям 63-ФЗ:
— если вы руководитель или предприниматель — в ФНС, Казначействе или Центробанке (зависит от типа вашей организации);
— если сотрудник или уполномоченное лицо — в аккредитованном Удостоверяющем центре.
Можно иметь на руках сразу две подписи — вашу прежнюю ЭП Контура и новую ЭП ФНС. Тогда с ними можно будет работать, например, на двух разных компьютерах.
[/su_spoiler]

Подводные камни бесплатной электронной подписи от ФНС

Да, в налоговой электронная подпись бесплатная, а точнее эл. файлы выдаются бесплатно.
Для этого нужно предоставить:
• Паспорт РФ, оригинал
• СНИЛС, оригинал
и дополнительно нужно будет приобрести и принести в налоговую:
Рутокен (сертифицированный носитель) для записи сертификата и ключа ЭП (рутокен можно приобрести у нас в СЦ Контур Новокуйбышевск)
• документацию на рутокен — скан-копия сертификата соответствия ФСТЭК или ФСБ (к нашим рутокенам мы выдаем и сертификаты)
а также проверить, есть ли на компьютере действующая программа криптозащиты, а если нет —
• приобрести лицензию КриптоПро (лицензию Лицензию КриптоПро можно приобрести у нас в СЦ Контур Новокуйбышевск)

И еще нужно помнить, что наши ЭП включают специальные расширения (OIDы). Поэтому вы сможете работать с ними и в других информационных системах, например, на порталах Росреестра, Центра реализации, на торговой площадках UTender, B2B и так далее. ФНС будет выдавать подпись без OIDов, ее нельзя будет скопировать на второе рабочее место или размножить на несколько токенов. И никакую техподдержку по настройке компьютера для работы со своей подписью налоговая не оказывает.

Какие варианты возможны, если срок действия ЭП от Контура скоро заканчивается?

Есть два варианта:

  1. Обратиться в налоговую инспекцию и получить «бесплатную» ЭП.
  2. Если вы не хотите разбираться с программами, токенами и установками — советуем обратиться в Контур, где процесс получения ЭП от налоговой будут проще. Мы поможем собрать документы, предоставим сертифицированный Рутокен и лицензию КриптоПро, установим вам на компьютер всё, что необходимо и решим технические вопросы во время работы с подписью. Останется только прийти в налоговую лично, чтобы там убедились, что вы действительно существуете и подпись принадлежит именно вам.

 
Для тех кто не знает, что нужно сделать для получения сертификата ЭП :

  • Обратитесь в СЦ Контур Новокуйбышевск и получите полную информацию по получению нового или продлению своего действующего сертификата КЭП по тел.: 8 (800) 100-08-24

 
В СЦ Контур Новокуйбышевск вы можете заказать:
— Электронную подпись для сотрудников и для граждан (физических лиц), самозанятых — от 1 400 руб.
— Сертифицированный защищенный носитель Рутокен Лайт (с сертификатом соответствия) — 1 000 руб.
— Лицензия КриптоПро CSP версий 4.0 или 5.0 на одно рабочее место стандартная на 1 год — 1 000 руб.

 

 

В течение 2022 года сотрудники используют электронную подпись с реквизитами юридического лица, как раньше. Но с 1 января 2023 года становится обязательным использование машиночитаемой доверенности (МЧД).

Следите за нашими новостями.