Все об обязательной маркировке товаров

В России с 2019 года вводится обязательная маркировка товаров. Маркировка позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Для некоторых товаров система маркировки уже используется, для других — только создается: идут пилотные проекты. Подключение к ним пока добровольное, но очень скоро станет обязательным для всех участников рынка.

Давайте разберемся зачем нужна маркировка и к чему уже сейчас нужно готовиться бизнесу?

(для подробного просмотра нажмите на крестик):

Что такое маркировка и зачем она внедряется
С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. В нем нет термина «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».
Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.

  • Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что повторно их использовать тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.
  • Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
  • Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.

В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.

Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель. Помимо возможности приобретать только легальный и качественный товар он будет иметь возможность давать прямую обратную связь по нелегальным товарам контролирующим органам.

Закон о маркировке товара
Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на Федеральный закон №487-ФЗ от 31.12.2017. Документ вносит корректировки в уже существующее законодательство о торговле и порядке работы с кассами. 487-ФЗ запрещает продажу и любое введение в оборот товаров, которые не отвечают требованию о маркировке. Он предусматривает и ответственность за нарушения. Закон об обязательной маркировке товаров вступил в силу 1 января 2019 года.

Распоряжение правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 года утвердило общие принципы, по которым будет работать с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил и определить исполнителя проекта. Им был назначен ЦРПТ.

Распоряжение правительства РФ №792-р от 28.04.2018 утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Документ вступил в силу 1 января 2019 года.

После окончания пилотных проектов появится и новый закон о маркировке товара — его разработают по результатам эксперимента. В документе будут описаны конкретные детали окончательного порядка работы: плата за генерацию кодов, вид и размер ответственности за нарушения и другие.

Как работает система маркировки
Оператором маркировки на основании распоряжения правительства №791-р от 28.04.2018 назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ занимается масштабными проектами в области цифровой экономики, и первый из них — обязательная маркировка товаров. С 2018 года ЦРПТ ведет пилоты под контролем всех заинтересованных ведомств: Минпромторга, Минфина, Минсельхоза, Минкомсвязи, Федеральных таможенной и налоговой служб, Федеральной службы безопасности и Роспотребнадзора.
Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК.
ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. Также центр работает над созданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования для маркировки.

Честный ЗНАК, что это такое?

Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется Честный ЗНАК.
Она включает два компонента:

  • цифровое решение маркировки и прослеживаемости;
  • инструмент общественного контроля (приложение Честный ЗНАК).

Приложение Честный ЗНАК уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки.

Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.

Что такое Национальный каталог товаров?

В рамках системы маркировки Честный ЗНАК существуют различные подсистемы, но одна из основных — это Национальный каталог товаров. Он будет содержать информацию по всем маркированным товарным категориям, и эта информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарным категориям.

Предполагается, что все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. При этом производители, дистрибьюторы и розничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты на управление данными.

С учетом тех категорий товаров, для которых система маркировки станет обязательной уже в 2019 году, каталог сначала будет интегрирован с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения.

Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.

Data Matrix код и его криптозащищенность

Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.

Data Matrix код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы Честный ЗНАК. Код наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.

Data Matrix код состоит из двух частей:

  • код идентификации: определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров;
  • код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.

На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе Честный ЗНАК. Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.

В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.

Как работает система маркировки

Процесс включает следующие этапы:

  1. На уровне производителя / импортера: уникальный Data Matrix код наносится на товар.
  2. На уровне логистики: фиксируется весь путь товара — от завода до потребителя.
  3. На уровне магазина: товар размещается на полке только после сканирования Data Matrix кода, что исключает возможность вброса подделки.
  4. На уровне кассы: система не позволит реализовать контрафактный товар при продаже на онлайн-кассе. Когда кассир сканирует код в момент продажи, ОФД сообщает в систему маркировки о том, что товар выбыл.
  5. На уровне потребителя: осуществляется общественный контроль и выявление нелегального товара с помощью приложения Честный ЗНАК.

Если соединить все перечисленные этапы, то получится следующая схема:

Какие товары, подлежат обязательной маркировке
Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке:
С 1 марта 2019 — сигареты, табак Читать подробнее >>
С 1 июля 2019 — обувь
Эксперимент с 15 мая 2019 — фотоаппараты
Эксперимент с 1 июля 2019 — духи
Эксперимент с 20 июня 2019 — шины и покрышки
Эксперимент с 27 июня 2019 — легкая промышленность
Эксперимент с 16 сентября 2019 — велосипеды
Эксперимент с 15 июля 2019 — молоко
С 1 октября 2019 — лекарства
Точных сроков пока нет — пиво

В настоящее время уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий, продемонстрировавшие свою эффективность.

К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания. Такое решение правительства одобрил президент.

Как бизнесу подготовиться к маркировке
Прежде всего бизнесу нужно смириться с мыслью о том, что маркировка неизбежна.

Но паниковать не стоит, работать с маркированными товарами несложно: не требуется никаких технологических новинок, все нужные инструменты и оборудование уже есть на рынке.
Нужно оценить ситуацию и ответить на ряд вопросов, доработать процессы и подключить систему маркировки.

  • Придется обязательно использовать системы электронного документооборота (ЭДО) тем, кто этого еще не делает. Через ЭДО будут передаваться документы, сопровождающие товар. Лучше уже сейчас изучить эту тему, чтобы определиться с оператором и обсудить с ним варианты налаживания бизнес-процессов в компании и подключения контрагентов.
  • Нужно определиться с оборудование. Поскольку на упаковку товара будет наноситься Data Matrix код, то необходимо иметь оборудование, умеющее считывать код маркировки. Для этого понадобится сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования.
  • Обратите внимание на то, какие касса и кассовое ПО у вас установлены: умеют ли они сейчас работать с маркированным товаром и передавать данные ОФД
  • Нужно обеспечить работу с кодами маркировки и сопровождающими электронными документами из ЭДО в вашей товароучетной системе и кассовой программе. Именно от этого зависит, насколько удобно вам будет работать по новым правилам.

2024 год определен правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. При этом производителям дается время «обкатать» систему.

Чтобы подключиться к пилотному проекту нужно:

 

У нас есть несколько отличных решений, как адаптировать бизнес процессы к правилам маркировки!

Решение для маркировки табака

Решение для маркировки обуви

Комплексное решение для малого бизнеса

Если у вас маленький неавтоматизированный магазин, то вам подойдет решение «под ключ» – Контур.Маркет. Вы просто покупаете готовый комплект продуктов и в дальнейшем не заботитесь о том, как работать с ЕГАИС и маркированным товаром, как осуществлять ЭДО, приемку и учет товаров. Вместе с этим решением вы получаете все необходимое оборудование и кассовое ПО.

 

Контур.Маркет: месяц бесплатно!

Подключите тест-драйв и бесплатно пользуйтесь всеми возможностями автоматизации товароучета, чтобы эффективнее управлять ассортиментом и увеличить доходность своего бизнеса!

 

 
 

Обратите внимание на то, что для соблюдения правил оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней, в том числе и вывода кода маркировки из оборота, необходимо подключение ОФД. Контур.ОФД отправляет с кассы данные о продаже маркированного товара единому оператору по маркировке — ЦРПТ. Благодаря этому уникальный идентификационный знак выводится из оборота, и оператор маркировки сразу же получает сведения о продаже данного товара. Контур.ОФД взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.

 

Тест-драйв ОФД: до 3-х месяцев бесплатно!

Пользуйтесь всеми возможностями Контур.ОФД бесплатно до трёх месяцев

 

 

 

Для работы с маркировкой советуем воспользоваться

 

Понравилось? Расскажи друзьям!
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Print this page
Print