Все подробности об обязательной маркировке молочной продукции

С 1 июня 2021г. стартовала обязательная маркировка молочной продукции.

Маркировку молочной продукции регулирует постановление Правительства РФ от 15.12.2020 № 2 099.

Разберемся со сроками и схемой работы, как подготовиться к маркировке молочной продукции, что делать с остатками и сколько стоят нарушения.

(для подробного просмотра нажмите на крестик):

Какие нормативные акты, регулируют маркировку молока
Маркировка молочки в режиме эксперимента началась 15 июля 2019 года в соответствии Постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня 2019 г.

Распоряжение Правительства РФ № 2647-р от 8 ноября 2019 года добавило молочные продукты в перечень товаров, подлежащих маркировке, и определило сроки введения.

Есть Меркурий, зачем нужна Маркировка?
Предполагается, что «Меркурий» проконтролирует сырье от изготовления до завода, а Честный ЗНАК (маркировка) проследит за готовой продукцией до продажи на кассе. То есть при изготовлении сметаны или йогурта «Меркурий» контролирует процесс производства самого молока, а Маркировка — уже следит за качеством готовой баночки от производителя до прилавка.

В настоящий момент проводится эксперимент, чтобы проследить перемещение продукции от завода до конечного потребителя и ведется интеграция между двумя системами «Меркурия» с Честным ЗНАКом. В рамках эксперимента коды маркировки связываются с идентификатором (guid) производственного ВСД, и далее при передаче товара по торговой цепочке права собственности фиксируются в ГИС МТ на основании электронного УПД.

Сроки маркировка молочной продукции
С 15 июля 2019г. по 31 декабря 2020г. — эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.

С 20 января 2021г. — подготовительный этап: участники оборота могут добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы маркированную молочную продукцию.

Обязательная маркировка молочной продукции вводится поэтапно и для каждого участника оборота в разное время:

1. Производство:

Производители обязаны маркировать и отчитываться о вводе в оборот:

С 1 июня 2021 г. — мороженое, сыр и пищевой лед.

С 1 сентября 2021 г. — молочную продукцию, которая может храниться более 40 дней:
— молоко;
— сгущенные и несгущенные сливки;
— пахту;
— свернувшееся молоко;
— сливки;
— йогурт;
— кефир;
— молочную сыворотку;
— сливочное масло;
— творог;
— безалкогольные напитки с молочным жиром.

С 1 декабря 2021 г. — молочную продукцию (перечисленную выше), но со сроком хранения 40 дней и менее.

2. Розничная продажа и общепит

С 1 декабря 2021 г. продавать молочную продукцию нужно по новым правилам.

Маркированную продукцию продавец обязан сканировать при реализации на кассе.
Это относится не только к магазинам, но и к заведениям общественного питания, которые продают молочную продукцию в закрытой упаковке, а не в составе блюд или напитков.

Немаркированную продукцию можно продавать, если купили ее у производителя раньше, чем он стал обязан наносить коды маркировки на товар.

Что законно продавать без маркировки с 1 декабря 2021 года:

— Мороженое, сыр и пищевой лед, если закупка была до 1 июня.
— Продукты сроком хранения больше 40 дней, если закупку совершили до 1 сентября.
— Продукты сроком хранения 40 дней и меньше, если закупили до 1 декабря.

Новые правила пока не распространяются на другие этапы оборота молочной продукции: приемку накладных, списание, корректировочные и прочие документы.

Принимать накладные и списывать товар можно по-старому до 1 сентября 2022 г.

3. Отгрузка и приемка

С 1 сентября 2022 г. — обязательный обмен электронными УПД, необходимо отчитываться об отгруженной и принятой маркированной продукции.

С 1 декабря 2022 г. — маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.

Кто участвует в маркировке молочки
Производители молока — наносят на готовую молочную продукцию — код Data Matrix. Подают в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот.

Дистрибьюторы — регистрируют получение и передачу его далее по цепочке через оператора ЭДО.

Розничные магазины — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу конечному клиенту с помощью онлайн-кассы.

Общепит — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО, перед приготовлением блюд выводят марки из оборота: сканируют код с товара и списывают с причиной «Для собственного оборота».
маркировка молока

1. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товар.

2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с упаковок молочных продуктов.

3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.

4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.

5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.

6. При продаже кассир сканирует код маркировки с молочных продуктов, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.

Штрафы за реализацию молочной продукции без маркировки

За отсутствие кода идентификации в реквизитах кассового чека для маркированных товаров предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст.14.5 КоАП РФ:

— за производство молока без кодов маркировки: для юрлица — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; для предпринимателя или должностного лица — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
— за продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки: для юрлица — от 50 тыс. до 300 тыс. руб.; для предпринимателя или должностного лица — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Если указанные нарушения совершены в крупном размере, возможна уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ.

Код маркировки молочки: для чего нужен, куда наносить и какие данные содержит
Молочные продукты маркируют знаками с цифровым криптокодом в формате Data Matrix.

Его можно наносить на упаковку или на крышку ПЭТ-бутылки путем прямого нанесения при производстве или этикирования. Для нанесения кода необходима площадка до 15×15 мм.

Код маркировки молочных продуктов, включает в себя четыре группы данных и идентифицируется атрибутами (идентификаторами применения, AI), предусмотренными стандартом GS1 DataMatrix.

В начале строки кода маркировки должен присутствовать признак символики GS1 Data Matrix FNC1 (ASCII 232):

1. Первая группа идентифицируется AI=’01’, состоит из 14 цифр и содержит код товара;

2. Вторая группа идентифицируется AI=’21’, состоит из 13 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также спецсимволов) и содержит индивидуальный серийный номер упаковки молочной продукции и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29);

3. Третья группа является опциональной и, в зависимости от срока хранения молочной продукции, содержит:
для продуктов со сроком хранения более 72 часов группа идентифицируется AI=’17’ и состоит из 6 цифр в формате ГГММДД, содержащих дату окончания срока годности продукции;
для продуктов со сроком хранения менее 72 часов группа идентифицируется AI=’7003’ и состоит из 10 цифр в формате ГГММДДЧЧММ, содержащих дату и время окончания срока годности продукции с точностью до часов и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29);

4. Четвертая группа идентифицируется AI=’93’, состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки.

Что делать с немаркированными остатками
Маркировать остатки не нужно. Вся молочная продукция, которая произведена до даты начала обязательной маркировки, может быть реализована до конца срока годности.
Что нужно для работы с маркированной молочной продукцией
1. Зарегистрироваться в системе маркировки.

2. Научиться маркировать продукцию (для производства и импорта): подключиться к маркировке, приобрести оборудование для печати этикеток.

3. Научиться принимать маркированное молоко: подключиться к ЭДО и маркировке, приобрести оборудование для сканирования марок.

4. Научиться продавать маркированное молоко:

— для производства, импорта и опта: подключить ЭДО для отправки документов;
— для розницы: обновить прошивку кассы, подключиться к ОФД, поставить 2D-сканер на место кассира.

Как подключиться к системе маркировки
Нужно совершить следующие действия:
1. Получите сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
2. Войдите в систему «Честный знак» и нажмите «Зарегистрируйтесь».
3. Выберите тип участника (резидент РФ или иностранный резидент), сертификат УКЭП.
4. Заполните предложенные поля.
5. Нажмите «Зарегистрироваться», а затем во всплывающем окне — «Подписать и отправить».
6. В течение нескольких дней ждите ответа от системы (он придет на электронную почту).
7. Получив уведомление об успешно пройденной регистрации, внесите в личный кабинет перечень адресов мест осуществления деятельности.

Подробную инструкцию по регистрации можно найти на сайте «Честного знака» или заказать услугу регистрации в нашем сервисном центре (700 руб.)

Как подготовиться рознице для работы с маркировкой молока
  • Зарегистрироваться на сайте «Честный Знак» с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП)
  • Проверить кассу и кассовую программу. Уточнить у производителя, указывает ли касса в чеках информацию о маркировке
  • Подключиться к оператору фискальных данных (ОФД), который умеет передавать сведения о маркировке в ИС мониторинга
  • Подсоединить к кассе 2D-сканер для считывания кодов Data Matrix с упаковок товара
  • Выбрать сервис ЭДО для работы с электронными накладными. Сообщать о приемке товара можно в формате УПД через Контур.Маркет

 

Какое решения предлагает Контур для работы с маркировкой молочной продукции читайте здесь >>>

 
Для тех, кто не знает, что нужно сделать для работы с маркированным товаром:

 
Дополнительные услуги СЦ Контур Новокуйбышевск:
— Сертификат КЭП на 1 год — 3 000 руб.
— Настройка компьютера для работы с электронной подписью в ГИС «Честный знак» — 800 руб.
— Регистрация в системе «Честный знак» — 700 руб.