Вслед за активными проверками банков, все субъекты 115-ФЗ, включая бухгалтеров, аудиторов и агентов недвижимости, также будут сталкиваться с активными проверками в 2022 году.
К субъектам 115-ФЗ относятся: лизинговые компании, ювелирные организации, обслуживающие бухгалтерии, агентства недвижимости, страховые компании, МФО/МКК, нотариусы, адвокаты, организации, которые организуют и проводят лотереи и тотализаторы, включая онлайн-игры, организации федеральной почтовой связи, банки и др.
Подробнее о 115-ФЗ и его субъектах читайте здесь
Почему обслуживающие бухгалтерии — субъекты 115-ФЗ
В ст.7.1 115-ФЗ написано, что субъектами являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, которые занимаются:
— сделками с недвижимым имуществом;
— управлением денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
— управлением банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
— привлечением денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
— созданием юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечением их деятельности или управлением ими, а также куплей-продажей юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
Казалось бы, при чем здесь обслуживающие бухгалтерии, которые просто формируют и сдают отчетность? Секрет в формулировке «обеспечение деятельности юридических лиц». В письме №54 от 19.07.2018 Росфинмониторинг разъясняет:
<…>
При этом субъектом исполнения статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг».
Другими словами, если обслуживающая бухгалтерия оказывает бухгалтерские услуги любого вида (организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.) на основании договора, то она является субъектом 115-ФЗ.
Новые обязанности обслуживающей бухгалтерии, аудиторов, нотариусов
Согласно информационному сообщению Минфина РФ от 10.04.2019 г. № ИС-аудит-29 бухгалтеры, юристы, лица оказывающие бухгалтерские услуги (аутсорсинг) другим компаниям или ИП, а также аудиторы обязаны обязаны:
— организовывать внутренний контроль (разработать, обновлять ПВК);
— идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;
— применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
— фиксировать и хранить информацию;
— исполнять требования, установленные пп.1, 3, 5 п. 1, п.3 и 4 ст.7.3 Закона №115-ФЗ в отношении приема на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц;
— уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что контролируемые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
Обязанности субъектов наглядно представлены в памятке Росфинмониторинга.
Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188 утверждает требования к ПВК (Правилам внутреннего контроля).
Разработка ПВК — это первая обязанность для всех субъектов. При проверке регуляторы первым делом запрашивают ПВК, кроме того, ПВК нужно загружать в Личный кабинет субъекта 115-ФЗ на сайте Росфинмониторинга.
13 января 2022 года вступит в силу Постановление Правительства РФ № 1188. Обслуживающим бухгалтериям дается месяц на то, чтобы привести свои ПВК в соответствие с этим Постановлением. Учитывая, что у большинства ОБ ПВК в принципе нет, им нужно создать их с нуля.
Минимальный штраф за нарушение требований закона составляет 50 тыс. руб. для юрлиц и ИП (ст. 15.27 КоАП РФ).
Как быстро проверять клиентов по 115-ФЗ
Контур.Призма — сервис для соблюдения 115-ФЗ. Без сервиса практически невозможно соблюдать требования законодательства полностью.
Например, вручную невозможно:
— проверить, является ли клиент-ФЛ или бенефициар клиента-ЮЛ публичным должностным лицом;
— проверить, есть ли среди ОКВЭД клиента лицензируемые виды деятельности.
Кроме того, вручную затруднительно:
— выявить конечных бенефициаров ЮЛ;
— проверить ЮЛ или ФЛ на предмет попадания его в 14 списков;
— проверить, находится ли сайт клиента в списке запрещенных Роскомнадзором сайтов;
— проверить ЮЛ или ФЛ по всем критериям, описанным в Приказе Росфинмониторинга № 366;
— присвоить и обосновать уровень риска;
— создать анкету, куда занести все данные по 366 приказу РФМ;
— как только обновятся списки, проверить по ним всю свою действующую клиентскую базу.
А как вы будете разрабатывать и обновлять ПВК (правила внутреннего контроля)?
Дело в том, что в ПВК должно быть прописано, как и по каким критериям организация будет проверять каждого своего клиента. И должен быть приложен образец анкеты, которая будет формироваться на каждого клиента. Можно изобрести это самостоятельно (в строгом соответствии с приказом РФМ №366).
А можно купить Призму и вставить в ПВК критерии, по которым происходит проверка в Призме, а также анкету, которая формируется в сервисе автоматически. Таким образом, Призма сделает за вас самую тяжелую и объемную часть ПВК.
26 января с 11:00 до 12:30 (МСК) приглашаем всех на бесплатный вебинар по теме «Требования к правилам внутреннего контроля по 115‑ФЗ для обслуживающих бухгалтерий». Эксперт по законодательству Светлана Кирланова расскажет всё про соблюдение 115-ФЗ для обслуживающих бухгалтерий и по возможности ответит на все ваши вопросы.
Сервис Контур.Призма производит автоматическую проверку контрагентов более чем по 60 параметрам, учитывая все актуальные изменения в требованиях законодательства, и самостоятельно генерирует отчет по результатам. Программа дает возможность выполнить множество настроек, что облегчает использование в коммерческих организациях. Кроме того, подобный формат контроля снижает влияние человеческого фактора и снижает риск применения санкций.
Сервис обеспечивает правовое сопровождение клиентов, использует информацию из открытых источников, отслеживает все изменения в законодательстве и сразу же вводит их в сервис, а также позволяет быстрее обрабатывать информацию и защищает от ошибок по невнимательности и опечаток. Также возможно предоставление консультаций по написанию правил ПВК.
Призма позволяет проверять клиентов с помощью анкеты с использованием открытых и закрытых списков, включая Перечень террористов/экстремистов и оружия массового уничтожения Росфинмониторинга, Перечень публичных должностных лиц, Перечень ОАО по Распоряжению Правительства № 91-Р, Перечень стратегических предприятий по Указу Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, Cанкционные списки OFAC, ЕС, HM Treasury, SECO и Украины и Список Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.
Вам не придется разбираться в критериях проверки клиентов по 115-ФЗ и тратить время на обязательную идентификацию организаций. Контур.Призма выполняет это в автоматическом режиме согласно актуальным требованиям законодательства. Если правила проверки меняются, это сразу отражается в сервисе. С Контур.Призмой вы можете всегда быть уверены, что соблюдаете 115-ФЗ.
Преимущества Призмы:
- Быстрая проверка по 115-ФЗ
Контур.Призма автоматически проверяет юрлица и физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2011 №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов…», присваивает им определенный уровень риска и готовит отчет. - Автоматические обновления
Данные, которые использует сервис, поддерживаются в актуальном состоянии. Если законодательство в сфере ПОД/ФТ меняется, обновляются требования к проверкам — это в кратчайшие сроки отражается в сервисе. - Работа в привычном режиме
Из-за новых требований законодательства вам не придется менять рабочие процессы или нанимать сотрудников, которые будут проверять клиентов. Контур.Призма полностью закроет вопрос по идентификации клиентов и подготовке отчетов о проверке. - Персональные модели проверки
Вы можете сами настраивать модели проверки по важным для вас критериям, учитывая специфику своих клиентов и собственные правила внутреннего контроля.
Подробнее обо всех возможностях Призмы читайте здесь >>>
Чем поможет Контур.Призма субъектам 115-ФЗ читайте здесь >>>
Сервис Контур.Призма доступна в двух версиях:
— Веб-версия. Работает через браузер. Стоимость зависит от количества пользователей.
— API-версия. Интегрируется в любую учетную систему организации (1C, ELMA, Diasoft, Loginom, Siebel и пр.) Стоимость зависит от количества проверяемых клиентов.
Из программы скачивается и распечатывается отчет о клиенте. Документ можно показать регулятору, например, при выездной проверке, для обоснования того или иного присвоения уровня риска. Отчет также можно хранить в досье клиента в электронном виде.
Остались вопросы? Закажите консультацию