Новые обязанности обслуживающей бухгалтерии по 115-ФЗ

Вслед за активными проверками банков, все субъекты 115-ФЗ, включая бухгалтеров, аудиторов и агентов недвижимости, также будут сталкиваться с активными проверками в 2022 году.
К субъектам 115-ФЗ относятся: лизинговые компании, ювелирные организации, обслуживающие бухгалтерии, агентства недвижимости, страховые компании, МФО/МКК, нотариусы, адвокаты, организации, которые организуют и проводят лотереи и тотализаторы, включая онлайн-игры, организации федеральной почтовой связи, банки и др.

Подробнее о 115-ФЗ и его субъектах читайте здесь

Почему обслуживающие бухгалтерии — субъекты 115-ФЗ

В ст.7.1 115-ФЗ написано, что субъектами являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, которые занимаются:
— сделками с недвижимым имуществом;
— управлением денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
— управлением банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
— привлечением денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
— созданием юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечением их деятельности или управлением ими, а также куплей-продажей юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.

Казалось бы, при чем здесь обслуживающие бухгалтерии, которые просто формируют и сдают отчетность? Секрет в формулировке «обеспечение деятельности юридических лиц». В письме №54 от 19.07.2018 Росфинмониторинг разъясняет:

«Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.

<…>

При этом субъектом исполнения статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг».

Другими словами, если обслуживающая бухгалтерия оказывает бухгалтерские услуги любого вида (организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.) на основании договора, то она является субъектом 115-ФЗ.

 

Новые обязанности обслуживающей бухгалтерии, аудиторов, нотариусов

Согласно информационному сообщению Минфина РФ от 10.04.2019 г. № ИС-аудит-29 бухгалтеры, юристы, лица оказывающие бухгалтерские услуги (аутсорсинг) другим компаниям или ИП, а также аудиторы обязаны обязаны:
— организовывать внутренний контроль (разработать, обновлять ПВК);
— идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;
— применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
— фиксировать и хранить информацию;
— исполнять требования, установленные пп.1, 3, 5 п. 1, п.3 и 4 ст.7.3 Закона №115-ФЗ в отношении приема на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц;
— уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что контролируемые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

Обязанности субъектов наглядно представлены в памятке Росфинмониторинга.

Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188 утверждает требования к ПВК (Правилам внутреннего контроля).
Разработка ПВК — это первая обязанность для всех субъектов. При проверке регуляторы первым делом запрашивают ПВК, кроме того, ПВК нужно загружать в Личный кабинет субъекта 115-ФЗ на сайте Росфинмониторинга.

13 января 2022 года вступит в силу Постановление Правительства РФ № 1188. Обслуживающим бухгалтериям дается месяц на то, чтобы привести свои ПВК в соответствие с этим Постановлением. Учитывая, что у большинства ОБ ПВК в принципе нет, им нужно создать их с нуля.

Минимальный штраф за нарушение требований закона составляет 50 тыс. руб. для юрлиц и ИП (ст. 15.27 КоАП РФ).
 

Алгоритм действий субъектов 115-ФЗ по исполнению требований законодательства
1. Разработка и утверждение правил внутреннего контроля (ПВК).

Типовые ПВК для ИП, которые оказывают бухгалтерские услуги, можно посмотреть в Федеральном законе от 18.03.2019 № 32-ФЗ и Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ, вступивших в силу 18 марта 2019 года. Они касаются идентификации клиентов и кредитных организаций, то есть банков, корпораций филиальной системы, операторов платежных систем, которые переводят денежные средства на банковские счета клиентов.

2. Назначение лица, ответственного за реализацию ПВК.

Такой сотрудник обязательно должен пройти инструктаж по внедрению правил ПВК. Он должен иметь высшее экономическое или юридическое образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ от двух лет. У него не должно быть непогашенных задолженностей в сфере экономических преступлений и преступлений, направленных против государственной власти РФ.

ИП могут самостоятельно выполнять функции ответственного сотрудника после прохождения инструктажа.

3. Идентификация клиента, его представителя и выгодоприобретателя до приема на обслуживание.

Сюда входит:
— идентификация бенефициарных владельцев клиентов;
— получение информации о предполагаемом характере деловых отношений;
— определение цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Когда клиент принят на обслуживание, идентифицировать его уже поздно.

4. Обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях.

Это нужно делать не реже раза в год. Если компании известно, что у ее клиента изменился адрес или учредительные документы, она обязана обновить информацию в течение 7 рабочих дней. Более позднее обновление будет считаться нарушением.

5. Выявление публичных лиц
Выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании, публичных должностных лиц и иностранных публичных должностных лиц.

6. Хранение документов
Хранение документов, необходимых для идентификации (не менее пяти лет с момента прекращения отношений с клиентом).

7. Контроль безналичных переводов.

8. Заморозка денежных средств
Заморозка денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц в списках экстремистов/террористов (публикуются на сайте Росфинмониторинга в личном кабинете).

9. Представление сведений
Представление в уполномоченный орган сведений об отказах от заключения договоров и расторжение договоров с клиентами по своей инициативе.

Это может случиться, если во время идентификации компания собрала много негативной информации о клиенте и выяснила, что у него высокий уровень риска. В этом случае можно по закону отказаться от работы с ним, уведомив Росфинмониторинг или свой надзорный орган. Если этого не сделать, клиент может пожаловаться в Центробанк. Регулятору важно знать, какие клиенты получили отказ и почему.

10. Направление сведений в Росфинмониторинг
Направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об операциях, вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях отмывания денег или финансирования терроризма.

Даже если любой другой субъект это уже сделал, направить информацию в Росфинмониторинг все равно нужно — каждый субъект 115-ФЗ несет отдельную ответственность.

11. Предоставление сведений по запросам уполномоченного органа
Направление информации о своих клиентах по запросам уполномоченного органа. Она хранится пять лет именно для этого.

Как быстро проверять клиентов по 115-ФЗ

 
Контур.Призма — сервис для соблюдения 115-ФЗ. Без сервиса практически невозможно соблюдать требования законодательства полностью.

Например, вручную невозможно:

— проверить, является ли клиент-ФЛ или бенефициар клиента-ЮЛ публичным должностным лицом;
— проверить, есть ли среди ОКВЭД клиента лицензируемые виды деятельности.

Кроме того, вручную затруднительно:

— выявить конечных бенефициаров ЮЛ;
— проверить ЮЛ или ФЛ на предмет попадания его в 14 списков;
— проверить, находится ли сайт клиента в списке запрещенных Роскомнадзором сайтов;
— проверить ЮЛ или ФЛ по всем критериям, описанным в Приказе Росфинмониторинга № 366;
— присвоить и обосновать уровень риска;
— создать анкету, куда занести все данные по 366 приказу РФМ;
— как только обновятся списки, проверить по ним всю свою действующую клиентскую базу.

А как вы будете разрабатывать и обновлять ПВК (правила внутреннего контроля)?

Дело в том, что в ПВК должно быть прописано, как и по каким критериям организация будет проверять каждого своего клиента. И должен быть приложен образец анкеты, которая будет формироваться на каждого клиента. Можно изобрести это самостоятельно (в строгом соответствии с приказом РФМ №366).
А можно купить Призму и вставить в ПВК критерии, по которым происходит проверка в Призме, а также анкету, которая формируется в сервисе автоматически. Таким образом, Призма сделает за вас самую тяжелую и объемную часть ПВК.
 
26 января с 11:00 до 12:30 (МСК) приглашаем всех на бесплатный вебинар по теме «Требования к правилам внутреннего контроля по 115‑ФЗ для обслуживающих бухгалтерий». Эксперт по законодательству Светлана Кирланова расскажет всё про соблюдение 115-ФЗ для обслуживающих бухгалтерий и по возможности ответит на все ваши вопросы.
 

 
Сервис Контур.Призма производит автоматическую проверку контрагентов более чем по 60 параметрам, учитывая все актуальные изменения в требованиях законодательства, и самостоятельно генерирует отчет по результатам. Программа дает возможность выполнить множество настроек, что облегчает использование в коммерческих организациях. Кроме того, подобный формат контроля снижает влияние человеческого фактора и снижает риск применения санкций.

Сервис обеспечивает правовое сопровождение клиентов, использует информацию из открытых источников, отслеживает все изменения в законодательстве и сразу же вводит их в сервис, а также позволяет быстрее обрабатывать информацию и защищает от ошибок по невнимательности и опечаток. Также возможно предоставление консультаций по написанию правил ПВК.

Призма позволяет проверять клиентов с помощью анкеты с использованием открытых и закрытых списков, включая Перечень террористов/экстремистов и оружия массового уничтожения Росфинмониторинга, Перечень публичных должностных лиц, Перечень ОАО по Распоряжению Правительства № 91-Р, Перечень стратегических предприятий по Указу Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, Cанкционные списки OFAC, ЕС, HM Treasury, SECO и Украины и Список Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.

Вам не придется разбираться в критериях проверки клиентов по 115-ФЗ и тратить время на обязательную идентификацию организаций. Контур.Призма выполняет это в автоматическом режиме согласно актуальным требованиям законодательства. Если правила проверки меняются, это сразу отражается в сервисе. С Контур.Призмой вы можете всегда быть уверены, что соблюдаете 115-ФЗ.
 
Преимущества Призмы:

  • Быстрая проверка по 115-ФЗ
    Контур.Призма автоматически проверяет юрлица и физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2011 №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов…», присваивает им определенный уровень риска и готовит отчет.
  • Автоматические обновления
    Данные, которые использует сервис, поддерживаются в актуальном состоянии. Если законодательство в сфере ПОД/ФТ меняется, обновляются требования к проверкам — это в кратчайшие сроки отражается в сервисе.
  • Работа в привычном режиме
    Из-за новых требований законодательства вам не придется менять рабочие процессы или нанимать сотрудников, которые будут проверять клиентов. Контур.Призма полностью закроет вопрос по идентификации клиентов и подготовке отчетов о проверке.
  • Персональные модели проверки
    Вы можете сами настраивать модели проверки по важным для вас критериям, учитывая специфику своих клиентов и собственные правила внутреннего контроля.

 

Подробнее обо всех возможностях Призмы читайте здесь >>>

Чем поможет Контур.Призма субъектам 115-ФЗ читайте здесь >>>

 

Сервис Контур.Призма доступна в двух версиях:

— Веб-версия. Работает через браузер. Стоимость зависит от количества пользователей.
— API-версия. Интегрируется в любую учетную систему организации (1C, ELMA, Diasoft, Loginom, Siebel и пр.) Стоимость зависит от количества проверяемых клиентов.

Из программы скачивается и распечатывается отчет о клиенте. Документ можно показать регулятору, например, при выездной проверке, для обоснования того или иного присвоения уровня риска. Отчет также можно хранить в досье клиента в электронном виде.
 

Остались вопросы? Закажите консультацию