Все об обязательной маркировке питьевой воды

С 1 сентября 2021 года началась добровольная маркировка питьевой воды.

Со временем это станет обязательно, а затем всем участникам оборота бутилированной воды придется также подавать сведения о маркированной продукции в УПД. Но это касается не любой питьевой воды в бутылках.
 

Какую воду нужно маркировать

Понять, маркировать ли воду, можно по коду ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2. Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 № 348.

Наименование Код ОКПД 2 Код ТН ВЭД ЕАЭС
Природная минеральная вода в упаковке 11.07.11.110 2201
Природная питьевая вода в упаковке, в том числе газированная, но без добавок 11.07.11.120
Купажированная питьевая вода в упаковке, в том числе газированная, но без добавок 11.07.11.130
Искусственно минерализованная питьевая вода в упаковке, в том числе газированная, но без добавок 11.07.11.140

Маркировка коснется только упакованной воды. Но добычу питьевой воды тоже планируют начать контролировать. Для этого Минпромторг, Роснедра и ЦРПТ запланировали создать систему — аналог ЕГАИС. Новая система поможет контролировать недобросовестных производителей, которые показывают не весь объем добычи из скважин.

От маркировки освобождается упакованная вода, которая соответствует одному из условий:
— помещена под таможенные процедуры для вывоза из ЕАЭС;
— импортируется в Россию или производится на территории страны в качестве рекламных образцов, не предназначенных для продажи;
— транспортируется по РФ, если сделка по приобретению упакованной воды — государственная тайна;
— продается в рамках конкурсного производства при банкротстве;
— относится к продукции детского питания;
— разливается по бутылкам продавцом прямо в месте реализации и продается конечному потребителю.
 

Основные этапы маркировки

Постановление Правительства РФ № 841 от 31 мая 2021 определило сроки и правила маркировки упакованной воды.

Маркировка воды пройдет в несколько этапов. Первый начался уже 1 сентября, он предполагает добровольную регистрацию в системе «Честный знак».

Далее маркировка будет постепенно становиться обязательной:

  • с 1 декабря 2021 года — начинается обязательная маркировка упакованной природной минеральной воды (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.110);
  • с 1 марта 2022 года — начинается обязательная маркировка прочей питьевой воды в упаковке (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140);
  • с 1 сентября 2022 года — продавцы должны подавать в «Честный ЗНАК» сведения о розничной продаже воды
  • с 1 ноября 2022 по 29 февраля 2025 года — все участники оборота бутилированной воды начинают вести объемно-сортовой учет. При выходе маркированной воды из оборота нужно будет отправлять сведения в «Честный ЗНАК», контрагентам и указывать их в УПД. Можно не указывать коды каждой бутылки — достаточно прописать коды групповых и транспортных упаковок.
  • с 1 марта 2025 года — все участники оборота упакованной воды должны вести поэкземплярный учет. Код каждой единицы товара нужно будет указывать в УПД, передавать эти сведения в «Честный ЗНАК» и контрагентам.

 

маркировка воды

1. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товаре.

2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с упаковок бутилированной воды.

3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.

4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.

5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.

6. При продаже кассир сканирует код маркировки с бутылки воды, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
 

Как работать по новым правилам производителям и импортерам

Маркировать воду в бутылках обязан производитель и импортер. Чтобы получать коды маркировки, понадобятся:

— сертификат УКЭП — проверьте, чтобы на дату начала маркировки он был действующим;
— деньги на балансе в Честном ЗНАКЕ — убедитесь, что для заказа кодов хватает денег, так как коды нужно оплачивать после начала обязательной маркировки.

Для маркировки нужно обеспечить возможность отправлять запросы на сервер эмиссии ГИС МТ и получать коды маркировки, а также приобрести оборудование для нанесения, верификации и агрегации кодов. Для этого понадобятся:

Регистратор эмиссии и станцию управления заказами — это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения кодов маркировки. Без них работать не получится.

Есть несколько способов взаимодействовать с ГИС МТ:

— работать в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК»;
— воспользоваться API ГИС МТ и самостоятельно интегрировать его с учетными системами предприятия;
— использовать готовое решение от интеграторов (при выборе рекомендуем учесть, с кем из операторов ЭДО у вас налажен процесс передачи УПД, так как их передача станет обязательной уже с 1 ноября 2022 года).

Оборудование для нанесения, верификации, агрегации — выбирайте его, опираясь на свой уровень автоматизации и объем производств. Чтобы тратить на это меньше времени и сократить издержки, приобретайте оборудование, которое позволяет автоматически передавать информацию о кодах маркировки на производственные линии для нанесения и с производственных линий в программу для отчетов в ГИС МТ.
 

Как оплатить коды маркировки

Оплачивать коды требуется, только когда маркировка становится обязательной. Это значит, что после 1 декабря 2021 года оплачивать нужно коды для упакованной природной минеральной воды, а после 1 марта 2022 года — для остальной воды, подлежащей маркировке.

От способа оплаты кода маркировки зависит срок его жизни — период, в течение которого он может храниться без нанесения на упаковку. Есть два варианта оплаты:

1. Оплата по эмиссии (предоплата). Деньги на балансе в «Честном ЗНАКЕ» резервируются после заказа кодов. Их спишут со счета, когда заказ получит статус «Готов», то есть завершится эмиссия кодов.
Срок жизни кода, оплаченного по эмиссии, не ограничен: вы сможете хранить этикетки с ними бессрочно. Это удобно, когда вы заказываете этикетки в типографии большими партиями. Но помните, что после нанесения на упаковку срок действия кода приравнивается к сроку годности воды.

2. Оплата по отчету о нанесении (постоплата). Деньги списываются с лицевого счета после успешной обработки отчета о нанесении. Это значит, что вы будете платить только за фактически использованные коды, которые прошли валидацию и были нанесены на упаковку. Срок жизни кода при оплате по отчету о нанесении:
— 30 дней — при нанесении кода на производстве;
— 365 дней — при нанесении кода через сервис-провайдера (в типографии).
 

Какие сведения нужно направлять в систему

Добровольно подавать сведения можно уже с 1 сентября 2021 года, обязательным это станет позже. Направлять в ГИС МТ следует:

  • сведения о нанесении кодов маркировки и ввода продукции в оборот (производители и импортеры) — с даты ввода обязательной маркировки или добровольно;
  • сведения о выбытии путем розничной продажи (продавцы) — с 1 сентября 2022 года;
  • сведения об обороте и выбытии из оборота всеми способами, кроме розничной продажи (участники оборота) — с 1 ноября 2022 года.

 

Подробные правила маркировки Правительство утвердило Постановлением от 31.05.2021 № 841. В нем разъясняются все требования к участникам оборота воды, порядок информационного обмена с системой, порядок и сроки направления сведений оператору и многое другое.
 

Как будут контролировать маркировку воды

Следить за тем, как участники оборота упакованной воды соблюдают новые правила, будет Роспотребнадзор. С этим будут помогать и граждане: через приложение «Честный ЗНАК» они смогут проверить оригинальность воды.
Если на производителя или торговую точку поступит жалоба, сотрудники ведомства придут с внеплановой проверкой. Это грозит штрафом до 300 тыс. рублей.

Отвечаем на основные вопросы по маркировке воды

(для подробного просмотра нажмите на крестик):

Надо ли маркировать воду, которую произвели до начала обязательной маркировки?
Нет, это не требуется. Оборот и вывод из оборота такой упакованной воды допускается до истечения срока годности.
Нужно ли маркировать рекламный товар?
Нет, рекламные образцы упакованной воды, которая произведена в РФ или импортирована на ее территорию, освобождены от маркировки при условии, что они не предназначены для продажи.
Как быть с бутилированной водой, которую продают через вендинговый автомат?
Воду нужно вывести из оборота еще до того, как она будем помещена а автомат. Сделать это должен тот, кто заправляет автомат водой. Причина вывода — «Прочее».
Как вывести из оборота маркированную воду, у которой истек срок годности?
Когда срок годности упакованной воды истекает, код маркировки сгорает. Оборот такой продукции запрещен.

Чтобы вывести ее из оборота, нужно подать уведомление в ГИС МТ в течение 3 рабочих дней. Причина вывода — «Истек срок годности».

Что нужно делать импортерам упакованной воды?
После введения обязательной маркировки каждая бутылка минеральной или питьевой воды должна быть промаркирована до пересечения границы РФ. Сделать это можно на производстве, таможенных либо консолидационных складах. Отчет о нанесении должен быть подан до таможенных процедур.

После прохождения таможенных процедур, участник оборота вводит воду в оборот.

Нужно ли переоснащать производство для маркировки воды?
Ответ на этот вопрос зависит от объема производства и уровня автоматизации. 80 % производителей воды наклеивают этикетки вручную. Они вполне смогут обойтись простым принтером и ручным аппликатором.

Крупным производствам с автоматизацией для нанесения кодов понадобится:

— цифровое печатное оборудование;
— аппликатор для нанесения кодов;
— стабилизатор для производственной линии, особенно для стеклянных бутылок;
— камеры технического зрения для валидации кодов маркировки; терминалы сбора данных или 2D сканеры.

Универсальный вариант для всех — обратиться к сервис-провайдерам (типографиям). Это тем более удобно, что этикетки для бутылок и так печатают типографии. Тогда приобретать дополнительное оборудование не придется.

Обычно макет этикеток меняют раз в 3-5 лет. Это позволяет заказывать их большим тиражом на год (сезон) вперед.

Как маркировать воду в оборотной таре? Есть какие то требования или рекомендации от ЦРПТ?
В Постановлении Правительства ничего не говорится об оборотной таре, так как маркируется сама вода, а не тара. Со стороны ЦРПТ рекомендации есть — они основаны на опыте, появившемся за время проведения эксперимента. Так, к бутылям на 19 литров применяется рекомендация по нанесению кода маркировки на этикетку, располагающуюся на горлышке бутылки.
Как подключиться к системе маркировки
Нужно совершить следующие действия:
1. Получите сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
2. Войдите в систему «Честный знак» и нажмите «Зарегистрируйтесь».
3. Выберите тип участника (резидент РФ или иностранный резидент), сертификат УКЭП.
4. Заполните предложенные поля.
5. Нажмите «Зарегистрироваться», а затем во всплывающем окне — «Подписать и отправить».
6. В течение нескольких дней ждите ответа от системы (он придет на электронную почту).
7. Получив уведомление об успешно пройденной регистрации, внесите в личный кабинет перечень адресов мест осуществления деятельности.

Подробную инструкцию по регистрации можно найти на сайте «Честного знака» или заказать услугу регистрации в нашем сервисном центре (700 руб.)

Как подготовиться рознице для работы с маркировкой воды
  • Зарегистрироваться на сайте «Честный Знак» с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП) самаостоятельно, либо обратиться в наш сервисный центр (услуга регистрации — 700р.)
  • Проверить кассу и кассовую программу. Уточнить у производителя, указывает ли касса в чеках информацию о маркировке
  • Подключиться к оператору фискальных данных (ОФД), который умеет передавать сведения о маркировке в ИС мониторинга
  • Подсоединить к кассе 2D-сканер для считывания кодов Data Matrix с упаковок товара
  • Выбрать сервис ЭДО для работы с электронными накладными. Сообщать о приемке товара можно в формате УПД через Контур.Маркет

Какие возможности открываются в Контур.Маркете с модулем «Маркировка» читайте здесь >>>

 
Для тех, кто не знает, что нужно сделать для работы с маркированным товаром:

 
Дополнительные услуги СЦ Контур Новокуйбышевск:
— Сертификат КЭП на 1 год — 3 000 руб.
— Настройка компьютера для работы с электронной подписью в ГИС «Честный знак» — 800 руб.
— Регистрация в системе «Честный знак» — 700 руб.