Учимся по-новому продавать табачную продукцию

С 1 марта 2019 года владельцы торговых точек обязаны по новым правилам реализовать маркированные табачные изделия. На этапе производства каждая упаковка будет помечаться уникальным кодом. Он поможет отследить движение товара от изготовителя к покупателю. Первичные документы потребуется отправлять через системы электронного документооборота.

 

Основные вопросы по маркировке табака

(для подробного просмотра нажмите на крестик):

Как работает система маркировки табака

Движение табака регулирует Минпромторг через информационную систему мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП).

Для маркировки табака и отслеживания табачной продукции используют простой, недорогой и быстрый в производстве цифровой штрих-код — DataMatrix. Это небольшой двухмерный код, который легко наносится на пачку и считывается 2D-сканером. Его наносят на пачки, блоки, коробки. В целом система работает так же, как и ЕГАИС для алкоголя.

Коды для табачной продукции выдаёт Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он является разработчиком и оператором ИС МОТП — системы мониторинга табачной продукции. И уже она отслеживает движение товара от производства до продажи.

Как в системе маркировки табака пачка сигарет попадает с производства в розницу
1. Перемещение от производителя к дилеру и в точку продаж

Участники оборота отправляют в ИС МОТП коды из накладных. Список кодов передается в виде универсального передаточного документа (УПД), его нужно заверять усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

2. Розничная продажа через онлайн-кассу

Кассир считывает код 2D-сканером. ОФД получает от кассы сведения о продаже и направляет их дальше: фискальные данные — в ФНС, данные о кодах с проданных пачек — в ИС МОТП.

Кому и как готовиться к маркировке
Как только маркировка табака и табачной продукции вступит в силу, каждый участник рынка будет обязан работать только с маркированным табаком.

Ответственность за приёмку и продажу немаркированной пачки сигарет будет лежать только на магазине: такая пачка будет считаться контрафактом.

Что изменится в бизнес-процессах при обязательной маркировке
Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить систему ЭДО и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, надо выполнять и в системе маркировки.

Хранение. Поскольку товары маркируются в разные сроки, лучше оптимизировать склад: в одном месте хранить немаркированные товары, в другом — маркированные.

Продажа. Чтобы информация о продаже попала в ИС МОТП, на кассе нужно будет сканировать два штрих-кода: товарный и DataMatrix. Для этого нужно приобрести 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.

Проверяйте коды маркировки при приёмке товара. Сканируйте их, сверяйте с теми, что перечислены в накладной УПД. Не принимайте товар, которого нет в накладной.

Что нужно сделать организации или ИП, у которых в ассортименте есть табак
  1. Встать на учет в информационной системе мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
  2. Подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота. Это нужно, чтобы контрагенты обменивались документами о поставке табака. Подписанный обеими сторонами документ получает система МОТП и на основании него фиксирует факт передачи права собственности на товар (точнее, на коды, которые на товар нанесены).
  3. Приобрести 2D-сканер, чтобы кассир при продаже сигарет сканировал код с упаковки.
  4. Обновить кассовое программное обеспечение. Это нужно, чтобы касса отправляла отсканированный код в систему МОТП через оператора фискальных данных.

Чем грозит нарушение правил маркировки табака
За оборот табачных изделий без маркировки в законодательстве предусмотрена конфискация предметов правонарушения и штраф.
— для физлиц штраф составит 4–5 тыс. руб.,
— для должностных лиц — 10–15 тыс. руб.,
— для юрлиц — 200–300 тыс. руб. (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).

 
Опубликовано Постановление Правительства РФ № 224 от 28.02.2019, которое регламентирует работу с маркированным табаком. Какие сроки в итоге приняли читайте здесь

 

Как адаптировать бизнес процессы к новым правилам учета табака?

У нас есть отличное решение этой проблемы!
Подключите модуль «Маркировка» в сервисе Контур.Маркет!

Модуль маркировки встроен в систему Контур.Маркет и подходит только розничным продавцам табака и общепиту. После покупки дополнительного модуля «Маркировка» в кассовой программе откроется функциональность продажи табака (мы выдаем все инструкции по тому, как правильно принимать накладные и проводить продажи табачной продукции).
Все подробности читайте здесь

 

Для тех кто хочет глубже разобраться и понять, как выполнять новые требования законодательства по маркировке, предлагаем посмотреть запись вебинара, где эксперты СКБ Контур подробно рассказывают:

— Какие товары нужно маркировать в 2019 году
— Как перейти на новые правила производителю, дистрибьютору и розничному продавцу
— Как маркировка отразится на работе бухгалтера
— Электронный документооборот (ЭДО) в маркировке

Понравилось? Расскажи друзьям!
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Print this page
Print