Как работать в ЕГАИС ФСРАР с 1 сентября 2023г.

С 1 сентября 2023 года изменились правила применения электронных подписей.
Если от имени юрлица или ИП действует Представитель (физлицо, сотрудник, бухгалтер), то для подписания документов используется сертификат, выданный на данного представителя с применением МЧД
(п. 2 ст. 17.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

МЧД подписывает директор компании квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Сотрудник, который сдает отчетность, прикладывает МЧД к подписанным документам.

 

С 1 сентября 2023 года можно подписывать электронные документы по таким схемам:

  • Сертификатом на руководителя организации, юрлица или ИП, выпущенным ФНС. По одному сертификату на каждого руководителя, указанного в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Сертификатом физлица с применением МЧД.
  • Сертификатом сотрудника с указанием юрлица, выпущенным не позднее 31.08.2023 г. без применения МЧД.
    Таким сертификатом можно пользоваться до 31.08.2024 г.

 

Что такое машиночитаемая доверенность (МЧД)
С помощью МЧД подписывают электронные документы. Это электронный аналог бумажной доверенности, файл в формате xml. Машиночитаемая она, потому что формат и содержание могут автоматически считать информационные системы или сервисы. Такое «машины» не смогут считать с обычного электронного скана доверенности.
В МЧД для распознавания должны быть «вшиты» (по приказу Минцифры РФ от 18.08.2021 № 857):

— информация об МЧД — название, номер, срок действия;
— данные доверителя (физлица, ИП или юрлица);
— данные представителя и полномочия, которые он получает;
— данные, есть ли возможность передоверия;
— электронная подпись, которой подписана МЧД.
 

Подробнее о МЧД и изменениях в подписании документов можно ознакомиться в здесь >>>

Что меняется в работе с МЧД в ЕГАИС с 1 сентября 2023 года

Информация на сервер ЕГАИС из торговой точки попадает через универсальный транспортный модуль (УТМ). Это программа, которую скачивают в личном кабинете ЕГАИС и устанавливают на компьютер в торговой точке по месту работы организации.

Для работы с ЕГАИС, если от имени юрлица или ИП действует его представитель, МЧД необходим в двух сценариях:
— для установки УТМ
— для подачи алкогольных деклараций в ФСРАР.
 

Как теперь настраивать УТМ

Юрлицу для настройки УТМ на каждом подразделении можно использовать:
— ЭП физлица с применением машиночитаемой доверенности;
— ЭП сотрудника с указанием юридического лица, выпущенный не позднее 31.08.2023 г. без применения МЧД, сертификатом можно пользоваться до 31.08.2024 г.

ИП на каждом адресе может использовать только сертификат физического лица с применением машиночитаемой доверенности.

Напомним
Для работы с УТМ нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП), установленная на носитель со встроенной криптографией.
Организации, у которых есть обособленные подразделения, должны устанавливать УТМ на каждом таком подразделении. А значит, иметь столько КЭП, сколько подразделений.
Для ИП нет законодательных требований, указывающих, что УТМ надо устанавливать на каждом адресе деятельности. Однако в ЕГАИС предусматривает такой механизм, и ИП могут получить ключи на каждый адрес.
Вот пошаговая инструкция, как и когда использовать МЧД при настройке УТМ:

  1. Выпустите КЭП на физическое лицо. (Для этого обратитесь в наш СЦ Контур, оставив заявку ==> Здесь)
  2. Предварительно сформируйте и подпишите МЧД с указанием физлица, на кого выпущен сертификат. В полномочиях МЧД выберите «Подписание документов, направляемых в Росалкогольрегулирование». (Сформировать МЧД можете в нашем сервисе Контур.Доверенность ==> здесь (сервис на данный момент бесплатный!)
  3. Загрузите МЧД с подписью в реестр ФНС.
  4. Подключите сертификат к устройству, на котором установлен УТМ. Выпустите RSA-ключ для подразделения/адреса в УТМ.
  5. При выпуске RSA приложите файл xml-доверенности, выпущенной ранее, и файл подписи.

  6. Завершите выпуск RSA-ключа в УТМ, следуя подсказкам системы.
Обратите внимание:
Выпущенный RSA-ключ будет связан с подписью физлица и МЧД. При документообороте с ЕГАИС повторно прикладывать МЧД не нужно.
Прикладывать МЧД необходимо каждый раз при формировании RSA-ключа для нового адреса или перевыпуске RSA, если, например, срок его действия закончился.
УТМ будет проверять срок действия МЧД в реестре ФНС, когда вы будете подписывать документы. Если МЧД будет отозвана или ее срок действия закончится, то документ подписать не получится. Нужно будет сформировать новую МЧД, а затем перевыпустить RSA-ключ.

Как отправлять алкодекларации в ФСРАР

Алкогольные декларации отправляют в ФСРАР по интернету в виде электронного документа, с помощью учетной системы. Подписать алкодекларацию можно КЭП руководителя организации, уполномоченного им лица или КЭП индивидуального предпринимателя.
КЭП содержит сведения об организации и данные об уполномоченном сотруднике — его ФИО, СНИЛС и должность на основании доверенности, подписанной руководителем.

Подписывать алкодекларацию с 1 сентября 2023 года можно только с помощью:

— КЭП на руководителя организации (юрлицо) или ИП выданной ФНС.
— КЭПом на физлицо, представителя юрлица или ИП, с обязательным применением МЧД.
— КЭП сотрудника с указанием юрлица, выпущенной не позднее 31.08.2023 г. без применения МЧД, сертификатом можно пользоваться до 31.08.2024 г..

Отправить алкодекларацию в ФСРАР и региональный орган власти можно через:

  • Личный кабинет на портале ФСРАР. Загружайте уже подписанную декларацию. Войти на портал можно только по сертификату КЭП на руководителя организации, юрлица или ИП.
  • УТМ. Загружайте неподписанный xml-файл декларации. Документ подпишется сертификатом, с которым работает УТМ. Если УТМ настроен для работы с сертификатом физлица с применением МЧД, то подписать и отправить декларацию может уполномоченное лицо организации.

При отправке алкодекларации через УТМ регион определяется автоматически по первым двум цифрам ИНН организации, изменить его нельзя.
Если регион, в который вы отчитываетесь, отличается от региона в ИНН, рекомендуем отправлять декларацию через личный кабинет ФСРАР, там можно изменить регион подачи.

Какие будут штрафы за работу с ЕГАИС без МЧД

Если магазин или заведение общепита не подключено к ЕГАИС, принимать и продавать алкоголь незаконно. Важно корректно подключать УТМ и подавать алкодекларации по новым правилам.

За нарушение требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции должностные лица могут получить штраф от 20 000 до 40 000 руб., а юридические лица — от 100 000 до 300 000 руб. (п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ), возможна и конфискация продукции.

Вы подали декларацию не в срок: штраф для ИП — 5 000 — 10 000 руб. , для юрлиц — 50 000 — 100 000 руб. (ст. 15.13 КоАП).

Вы указали данные не в полном объеме: предупреждение или штраф 300 — 500 руб. для ИП и 3 000 — 5 000 руб. для юрлиц (ст. 19.7 КоАП).

Вы неоднократно предоставляете недостоверные сведения: лишение лицензии (п. 3 ст. 20 Закона № 171-ФЗ).

Как сервисы Контура помогут подготовиться к работе с МЧД

— Обратитесь в СЦ Контур и получите ЭП для ЕГАИС на физлицо ==> здесь

— Выпустите МЧД в сервисе Контур.Доверенность ==> здесь

— Если работаете с алкоголем в Контур.Маркете, дополнительно настраивать ничего не нужно. Подписать и отправить декларацию в ФСРАР можно КЭП руководителя организации или ИП. Если полномочия по подписанию и отправке вы передаете другому лицу, скачайте сформированную декларацию в формате xml на шаге «Контроль и отправка», отправьте файл через УТМ.

 
 

 
 

Новые правила работы с ЕГАИС для общепита

С 1 сентября 2023 года общепит должен отчитываться в ЕГАИС не только о вскрытии тары, но и о каждой порции крепкого алкоголя.

  • Если продали «чистую» порцию, например бокал вина, нужно отправить в ЕГАИС чек о продаже с указанием миллилитров. Для этого нужен универсальный транспортный модуль (УТМ), который подключен к кассе.
  • Если использовали крепкий алкоголь для коктейля или блюда, нужно отправить в ЕГАИС акт списания на каждую порцию в миллилитрах. Причина списания — «Использовано для приготовления коктейлей (блюд)».
  • Если продали целую бутылку, обязательно подтвердить такую продажу чеком и отправить его в ЕГАИС через УТМ на кассе.

 

Что предлагает Контур.Маркет

Учетный сервис на тарифе «Оптимальный» для общепита. Поможет работать на кассе, обслуживать гостей, вести учет ингредиентов и блюд. К сентябрю появится возможность списывать спиртное на кассе и отправлять данные в ЕГАИС через УТМ, а еще добавлять в акты списания порционный крепкий алкоголь. Это поможет кафе, барам и ресторанам выполнить новые требования закона.

Касса Атол 30Ф, ее нужно подключить к ноутбуку, компьютеру или POS-терминалу на Windows.

Оператор фискальных данных (ОФД) для отправки чеков в налоговую по 54-ФЗ.

2D-сканер для считывания акцизных марок.