Новые автотребования налоговой, и как НДС+ поможет их избежать

C 1 квартала 2019 года ФНС изменила систему автотребований о представлении пояснений по НДС. Чтобы более качественно сопоставлять в АСК НДС-2 сведения покупателей и продавцов, ФНС ввела новый вид требований — форматно-логический контроль. На этапе форматно-логического контроля будут устраняться ошибки, которые мешают сверке записей в книгах.

Автотребования теперь будут приходить в 2 этапа:

1. по контрольным соотношениям и формально-логическому контролю;
2. требования по расхождениям и отсутствующим счетам-фактурам.

Чтобы автоматизировать контроль, налоговая ввела новые коды ошибок в автотребованиях по НДС:

(для подробного просмотра нажмите на крестик):

Новые коды ошибок в автотребованиях

КОД 5 — отсутствует дата счета-фактуры или дата «превышает отчетный период», за который подается декларация (например, декларация за 4 квартал 2018 г., а счет-фактура датирован 30.01.2019).
КОД 6 — заявлен вычет за границами трехлетнего периода (по закону в общем порядке налогоплательщик имеет право получить вычет по счету-фактуре только в течение трех лет).
КОД 7 — заявлен вычет по счету-фактуре, составленной ДО регистрации организации.
КОД 8 — в книге указан логически недопустимый КВО. Например, авансовый КВО 22 может встречаться только в книге покупок. Если использовать его в книге продаж, налоговая теперь пришлет требование по ФЛК.
КОД 9 — допущена ошибка при аннулировании СФ, что привело к отражению отрицательного НДС по СФ.

Сейчас ФНС умеет отправлять требования с новыми ошибками 5 и 6, с конца мая планируется использование ошибок 7,8,9. Полный перечень ошибок в письме ФНС России от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@

 

Что сделано в НДС+ в связи с новыми требованиями:

Обновлен формат
Добавлены новые коды ошибок для автотребований, чтобы абоненты могли готовить ответы на требования форматно-логического контроля в разделе «Требования».
Выявление ошибок на этапе проверки декларации
Еще на этапе проверки декларации клиент видит в виде ошибок недочеты, которые могут привести к появлению автотребований Сейчас в виде ошибок отображаются случаи с кодом 5,9,7. Скоро добавятся 6 и 8. Благодаря этому абонент может поправить декларацию своевременно и избежать требований.
Строки книг по умолчанию отфильтрованы по сумме НДС
Раньше строки в книге покупок были по умолчанию отсортированы по названию контрагента.
Сейчас строки сортируются по сумме НДС от большего к меньшему. На всех вкладках и фильтрах пользователь всегда сначала видит счета-фактуры с самым большим НДС. Значит, быстрее может приступить к работе, когда нужно проверить самые значимые счета-фактуры и расхождения. Если у нескольких счетов-фактур суммы НДС одинаковые, то они сортируются по дате — от более старых к более новым.
Новые уведомления: помогаем клиентам сверить книги вовремя
Часто абоненты не успевают исправить все расхождения с контрагентами до отправки декларации в налоговую. В основном это происходит потому, что большинство организаций загружают декларации в Контур.Экстерн в последний момент — 24-25 числа отчетного месяца. Иногда серьезные разночтения обнаруживаются на следующий день после отправки отчетности. Тогда бухгалтерам приходится подавать уточненную декларацию.
Чтобы организации загружали декларации в Контур.Экстерн и НДС+ раньше, мы начали присылать им уведомления. Как только мы фиксируем, что три и более организации загрузили в сервис книги с упоминанием одного и того же контрагента, сразу отправляем этому контрагенту приглашение загрузить книги и свериться. Кликнув на сообщение, пользователь попадет в Мастер НДС в текущий квартал, где можно заполнить с нуля или загрузить декларацию и книги из файла. Уведомления будут отправляться с 1 по 22 число отчетного месяца.
 

В Контур.НДС+ появился раздел «Вычеты»

Вычеты — это суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить налог, начисленный к уплате в бюджет. В большинстве случаев это тот НДС, который покупатель уже заплатил поставщикам в цепочке сделок. Чтобы получить вычет, компании передают в ФНС книгу покупок (8 раздел декларации) со счетами-фактурами, полученными от поставщиков.

Чтобы получить весь доступный вычет, нужно сразу включать счета-фактуры в книгу покупок. Но на практике организации могут растягивать получение вычета на 3 года с момента принятия на учет покупок или могут не воспользоваться своим правом на вычет совсем.

Чаще всего это происходит по двум причинам:

• чтобы в определенный квартал не превысить «безопасную долю» вычетов по НДС относительно уплаченного налога;
• из-за того, что счета-фактуры могут просто долго идти до адресата либо теряться.

Работа с вычетом в НДС+

В НДС+ есть информация от поставщиков ¾ какие счета-фактуры они заносили в книгу продаж и информация от покупателей — какие счета-фактуры они заносили в книгу покупок. Даже если счета-фактуры по каким-то причинам нет в учетной системе покупателя, сервис подскажет ему, что сделка была, и он может получить вычет.

Как работать с вычетом в сервисе НДС+

1. На главной странице сервиса появился новый блок «Доступный к вычету НДС», где абонент видит:
• сумму доступного вычета за сгорающий квартал — это счета-фактуры по тем сделкам, которые произошли 3 года назад. У покупателя остался последний квартал, чтобы получить вычет по ним в общем порядке;
• сумму доступного вычета за последние 3 года, то есть весь доступный вычет.

2. В разделе «Вычеты» список счетов-фактур можно разделить с помощью фильтров на:
• счета-фактуры с полным вычетом — это те счета-фактуры, которые ни разу не встречались в книгах покупок;
• счета-фактуры с частичным вычетом — это счета-фактуры, НДС по которым частично уже был принят к вычету.
Работать с этими списками бухгалтеры будут по-разному. В случае с частичным вычетом первичные документы, скорее всего, уже есть в учетной системе, с полным — возможно, бухгалтеру придется дополнительно искать информацию по сделкам.

3. Информацию по вычетам можно посмотреть за 4 самых важных временных среза.
Счета-фактуры можно сортировать по сумме НДС (чтобы начать работать с самых существенных сумм), КВО, дате, кварталу. Список можно сохранить в Excel.

4. Если у клиента в систему внесены не все книги покупок за 3 года, то мы не можем быть уверены, что вычет все еще доступен. Для таких клиентов в сервисе появляется предупреждение с предложением загрузить недостающие книги.

Прежде всего, клиенту надо заняться поиском оригиналов документов по сделке, чтобы убедиться, что она действительно была. Дальше — внести счет-фактуру в учетную систему (если ее там нет), книгу покупок и получить вычет в очередном налоговом периоде.

 
 
Обо всех возможностях и ценах сервиса Контур.НДС+ читайте здесь

 

Бесплатно заполнить и сдать через интернет отчетность по налогу на имущество организаций вы можете через интернет воспользовавшись отличным сервисом Контур.Экстерн

 

Подключайтесь к «Тест-драйву» и 3 месяца свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+