Электронная транспортная накладная (ЭТрН)

Электронная транспортная накладная (ЭТрН) — это цифровой аналог бумажной транспортной накладной, оформляемый и подписываемый участниками перевозки в электронной форме.

ЭТрН — электронный перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза с наемной транспортной компанией и фиксирующий факт перевозки, доставки груза в коммерческих перевозках. Она используется при автомобильных перевозках для оформления отношений между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем. ЭТрН позволяет полностью исключить бумажный документооборот между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем.

Работать с ЭТрН в режиме реального времени могут все участники цепочки поставок: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Они подписывают ЭТрН квалифицированной электронной подписью (КЭП). Также водители и кладовщики могут использовать простую электронную подпись (ПЭП), чтобы зафиксировать факт приема-передачи груза.

Отправлять ЭТрН в ГИС ЭПД (Государственная информационная система электронных перевозочных документов) можно только через аккредитованных операторов ИС ЭПД, входящих в реестр Минтранса, например, СКБ Контур.

 

Оформление и подписание электронной транспортной накладной (ЭТрН)

 

Электронная транспортная накладная состоит из разделов (титулов), которые заполняются в определенной последовательности в зависимости от особенностей перевозки.
Всего 9 титулов, первые 4 из которых обязательные. Их подписывают в строгой последовательности от первого к четвертому. Первые два титула подписывают грузоотправитель и перевозчик на погрузке, следующие два — грузополучатель и перевозчик на выгрузке.

Первый титул оформляет и подписывает грузоотправитель. Он заполняет информацию о сторонах перевозки, условиях договора, водителе, грузе и сопроводительных документах.
Второй титул подписывает перевозчик на приеме груза. На этом этапе он может внести замечания по погрузке.
Третий титул подписывает получатель груза. Он заполняет сведения о приеме товара от перевозчика и состоянии груза.
Четвертый титул подписывает перевозчик при сдаче груза. Перед подписанием он может внести замечания по выгрузке.
 

Схема подписания ЭТрН

 

На погрузкеНа выгрузке

В погрузке участвуют грузоотправитель и перевозчик, подписывая 1 и 2 титулы.

 

Грузоотправитель

Создает в сервисе ЭТрН и подписывает свой 1 титул квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Водитель

Заходит в сервис с планшета или телефона и подтверждает прием груза простой электронной подписью (ПЭП/Госключ).

Перевозчик

Заходит в сервис, подписывает электронную накладную 2 титул квалифицированной электронной подписью (КЭП).

 

По приезде в пункт сдачи груза начинается второй этап, в котором участвуют грузополучатель и перевозчик. Подписываются 3 и 4 титулы.

 

Грузополучатель

Принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭПом, он подписывает 3 титул.

Водитель

После разгрузки водитель подтверждает факт передачи груза, согласует, подписывая ПЭПом/Госключом.

Менеджер перевозчика

Подписывает 4 титул перевозчика КЭП и завершает документооборот.

 
 

Опциональные титулы ЭТрН

Опциональные титулы не являются обязательными. Их заполняют, если необходимо зафиксировать стоимость перевозки, заменить водителя или транспортное средство, изменить маршрут доставки.

  • Титулы стоимости: при желании перевозчика и его заказчика, есть возможность отразить стоимость услуг перевозки, оформив титулы стоимости:
    5 титул заполняет перевозчик, указывая итоговую стоимость своих услуг
    6 титул подписывает грузоотправитель, то есть заказчик перевозки, соглашаясь с указанными данными.
  • Титул 7 (переадресовка) — позволяет сменить адрес выгрузки и грузополучателя. Необходимо дополнительно зафиксировать дату, время и причину смены адреса.
  • Титул 8 (эстафета) — позволяет изменить и указать новое транспортное средство, прицеп и водителя.

 
основные-титулы-ЭТрН
 

Мобильное приложение Контур.Логистика для Android и iOS

 

Мобильное приложение Контур.Логистика подходит для работы водителей с ЭТрН и ЭПЛ с устройств на базе iOS и Android.

Для начала работы водителя в приложении ему необходимо получить приглашение от перевозчика и авторизоваться по номеру телефона или логину и паролю.

Мобильное приложение позволяет водителю:
— Просматривать сведения об отправителе и получателе, грузе, особенностях перевозки
— Подтверждать прием и выдачу груза простой электронной подписью (ПЭП)
— Пользоваться приложением даже без доступа к интернету
— Формировать замечания при погрузке и выгрузке
— Получать QR-коды для ГИБДД
— Отслеживать статус транспортных накладных

Подробнее >>>

мобильное приложение Логистика

 

 

Как перейдите на электронные транспортные накладные (ЭТрН)

 

  1. Получите сертификат квалифицированной электронной подписи для уполномоченных лиц в УЦ Контур
  2. Подключитесь к оператору ИС ЭПД СКБ Контур. Мы будем обрабатывать и отправлять ЭТрН в ГИС ЭПД через сервис Контур.Логистика.
  3. Обеспечьте сотрудников склада и водителей смартфонами или планшетами с доступом в интернет.

 

Посмотрите как работать с ЭТрН в сервисе Контур.Логистика

 

 

Все подробности о сервисе Контур.Логистика, читайте здесь >>>

 

Преимущества перехода на ЭТрН

• Ускорение создания и подписания документа всеми участниками перевозки.
• Отслеживание статуса документа в процессе перевозки.
• Снижение расходов на возврат документов, гарантия их сохранности.
• Сокращение риска ошибок в документе благодаря встроенной проверке.
• Быстрый и удобный поиск документов в электронном архиве.
• Доступ сторон к идентичным экземплярам накладной сразу после подписания.
• Автоматизация рутинных задач.
• Надежное хранение документов на защищенных серверах с круглосуточным доступом.
• Оперативный управленческий и налоговый учет.
• Синхронизация данных учетной системы и ЭПД.
• Индивидуальный подход и гибкий подбор решений для работы с ЭПД.
• Ускорение оплаты от заказчика перевозки.

 
 

Часто задаваемые вопросы
По каким схемам можно работать с ЭТрН?
Транспортную накладную оформляют для сопровождения автомобильных грузовых коммерческих перевозок. Если компания перевозит груз собственным транспортом, то документ не создают.
Сценарий, по которым подписывают документ, определен постановлением Правительства от 21.05.2022 № 931 и настройками сервиса, в котором участники грузоперевозок оформляют ЭТрН.
Самый простой алгоритм такой:

  1. Грузоотправитель создает ЭТрН в учетной системе или веб-интерфейсе, подписывает свой титул квалифицированной электронной подписью (КЭП).
  2. Водитель заходит в сервис с планшета или смартфона и подтверждает прием груза простой электронной подписью (ПЭП).
  3. Перевозчик подписывает электронную накладную КЭП.
  4. Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП.
  5. Водитель подтверждает передачу груза ПЭП.
  6. Менеджер транспортной компании подписывает титул перевозчика КЭП и завершает документооборот.
  7. Провайдер передает каждый подписанный титул и файл КЭП в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).

Участники перевозки смогут просматривать и скачивать из сервиса провайдера оригиналы ЭТрН, которые они подписывали, а также печатную форму документа.

В какой момент ГИБДД видит ЭТрН?
ГИБДД получает доступ к электронной транспортной накладной (ЭТрН) в момент остановки транспортного средства для проверки документов.
Важные моменты:
— Информация об ЭТрН хранится в единой федеральной системе электронных транспортных накладных, к которой ГИБДД имеет прямой доступ через специальные программные средства.
— При проверке водитель предоставляет либо QR-код ЭТрН на мобильном устройстве, либо цифры накладной.
— Инспектор ГИБДД, используя официальные приложения или базы данных, проверяет статус, наличие и подлинность ЭТН онлайн в режиме реального времени.
— Таким образом, ГИБДД видит и проверяет ЭТрН непосредственно в момент остановки и проверки грузового транспорта.
— До факта проверки ГИБДД не контролирует автоматически наличие ЭТрН, но доступ к системе всегда открыт для инспекторов.

ГИБДД видит ЭТрН в связке с транспортным средством и водителем после того, как грузоотправитель и перевозчик подпишут свои титулы на погрузке.

ГИБДД не видит ЭТрН в связке с транспортным средством и водителем после того, как грузополучатель и перевозчик подпишут титулы на выгрузке.

Если была частичная приемка или отказ в приемке груза, ГИБДД снова видит ЭТрН после оформления перевозчиком титула переадресации.

Нужно ли дублировать ЭТрН на бумаге?

Электронная транспортная накладная является юридически значимым документом в электронном виде, если она подписана квалифицированной электронной подписью участников (грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя).
Дублирование бумажного варианта ЭТН не требуется и не обязательно.
— Все данные и подтверждения, необходимые для перевозки и контролирующих органов, передаются и хранятся в электронном виде.

Водитель может предъявить инспекторам ГИБДД и Ространснадзора транспортную накладную в виде бумажного экземпляра либо QR-кода.

Сотрудники ГИБДД и Ространснадзора могут проверять ЭТрН с помощью служебных планшетов либо сделать запрос в ГИС ЭПД по госномеру транспортного средства и номеру водительского удостоверения.

Как оформить сборный груз, когда в один маршрут входит несколько точек доставки?

Если транспортное средство развозит грузы по точкам доставки, то на каждую точку надо оформлять отдельную ЭТрН.

Если транспортное средство перевозит грузы от нескольких заказчиков, но при этом следует от одного грузоотправителя к одному грузополучателю (магистральное плечо сборной доставки), то оформляют одну накладную, в которой указывают грузы разных заказчиков.

Как правильно формировать ЭТрН на складе ответственного хранения
Накладную подписывает лицо, которое осуществляет погрузку товара в транспортное средство (п.10 постановления Правительства № 2200). Склад действует по поручению грузоотправителя и указывает его в первом титуле.

 
 

Все подробности о сервисе Контур.Логистика, читайте здесь >>>